«Движимый идеями» — под таким слоганом открылась 66-я выставка коммерческого транспорта в Ганновере. Более двух тысяч экспонентов из 50 стран продемонстрировали идеи, которые определят будущее транспорта, логистики и мобильности.
Фото: Пресс-служба
Объемы интернет-коммерции увеличиваются, ацентры европейских городов закрывают для неэкологичного транспорта, поэтому лучшим средством для доставки посылок должны стать тихие ибесшумные электромобили.
«На прошлой международной автомобильной выставке вцентре нашего внимания находилась сфера перевозок надальние расстояния. Теперь нашей целью является повышение безопасности иэффективности без выбросов загрязняющих веществ. Чтобы наши города, несмотря нарост численности населения ипотребности втранспорте, оставались привлекательными для жизни»,— рассказал РБК+ Вольфганг Бернхард— член правления концерна DaimlerAD, ответственный загрузовые автомобили иавтобусы.
Существующие модели коммерческого транспорта становятся мощнее иодновременно экономичнее— впреддверии новых, более жестких экологических норм Евро-6С. Опции, знакомые полегковым автомобилям, активно внедряются вкоммерческий сегмент, что становится всеобщим трендом. Электронные помощники нетолько снижают усталость водителя, нои являются шагом кбудущим системам автономного вождения.
Для современных коммерческих автомобилей важно быть онлайн— европейские компании активно внедряют иразрабатывают платформы поуправлению парком, спомощью которых можно отследить мельчайшие параметры, узнать, насколько экономично едет водитель помаршруту, иобучить его передвигаться еще эффективнее.
Концерн Daimler открыл целый магазин мобильных приложений для фирменной телематики FleetBoard, разработанных совместно скрупными игроками грузового рынка, среди которых есть производители шин инадстроек. Приложения предназначены нетолько для грузовиков Mercedes-Benz, нои для других марок, они позволяют вовремя заметить потерю давления вшине, найти парковку иАЗС ссамой выгодной ценой натопливо.
Вэтом году вГанновер привезли 330 мировых премьер иболее сотни европейских. Впервые участие ввыставке приняли китайский BYD ияпонская Toyota. Единственным автопроизводителем изРоссии, приехавшим вГерманию, стала группаГАЗ. Еепродукция разместилась наоткрытой площадке среди экзотической спецтехники. Чтобы подчеркнуть статус экзотического производителя изРоссии, ГАЗ угощал гостей стенда красной ичерной икрой. Представители российской компании отметили, что имважно познакомить посетителей сновой линейкой Next, практически неизвестной вЕвропе. Группа имеет планы наевропейский рынок идаже прорабатывает вопрос сЕвро-6.
Компании по-разному привлекали посетителей насвои стенды. Например, Volkswagen привез весь свой малотоннажный модельныйряд, включая спецверсии вроде скорых ипожарных машин, атакже исторические модели. Daimler собрал все свои грузовики сразличных рынков, включая тяжелые бразильские VWиамериканские капотные тягачи.
Легкий коммерческий транспорт
Изполутора миллионов коммерческих автомобилей, проданных вЕвропе завосемь месяцев этого года, более миллиона пришлось надолю легкого коммерческого сегмента (LCV) полной массой до3,5т. Согласно статистике Ассоциации европейских производителей (ACEA), сегмент показывает постоянный рост напротяжении полуторалет, ав августе продажи увеличились сразу нарекордные35,8%.
Самый простой способ зайти вэтот конкурентоспособный сегмент— создать альянс сдругими игроками рынка. Подобные кооперации распадаются ивозникают снова. Fiat создавал фургон Scudo совместно сконцерномPSA, атеперь вошел всоюз Renault Nissan иGeneral Motors. Новая модель Talento представляет собой перелицованный Renault Traffic. Наоснове Traffic построен Opel Vivaro иеще одна новинка Ганновера— Nissan NV300. Все машины выпускаются наодном заводе воФранции иоснащаются турбодизелями объемом1,6 лв нескольких вариантах форсировки.
Всвою очередь, кPSA присоединилась Toyota идобавила кновым Citroën Jumpy иPeugeot Expert фургон ProAce. Франко-японскому семейству малотоннажников нехватило всего 12баллов, чтобы одержать победу вконкурсе «Фургон года-2017». Первое место досталось Volkswagen Crafter нового поколения, самой яркой премьере Ганновера. Концерн VWсоздавал машину самостоятельно снуля, уже без помощи Daimler, ипостроил для еепроизводства огромный завод впольском городе Вжесня. Тамже будут производить иблизнецов Crafter— MANTGE. Таким образом производитель грузовиков сможет расширить свой модельный ряд иосвоить новый сегмент рынка. Экспозиция MAN оказалась скромнее, чем уVW, аразмещение итемно-серый окрас нового малотоннажника нельзя было назвать удачными. Тем неменее отбоя отжелающих изучить новый TGE вдеталях небыло.
Новый Crafter стал вместительнее предшественника испособен перевозить больше груза. Впереднеприводном варианте объем кузова цельнометаллического фургона достигает18,4куб.м. Заднеприводный вариант менее вместителен, ноего полная разрешенная масса составляет уже не3,5, а5,5т. Цельнометаллический фургон представлен втрех вариантах длины итрех вариантах высоты. Всамой длинной версии онвмещает девять роликовых контейнеров, ав кузов средней длины можно поставить шесть европалет1,2×0,8 мили четыре сгабаритами 1×1,2м. Помимо цельнометаллического фургона Crafter предлагается вгрузопассажирской версии Kombi, атакже содинарной идвойной кабинами иразличными вариантами кузовных настроек.
Crafter можно укомплектовать адаптивным круиз-контролем, двух— или трехзонной климатической системой, водительским креслом самортизацией подушки ифункцией массажа, атакже различными электронными ассистентами, помогающими парковаться, маневрировать, следящими заразметкой, усталостью водителя иумеющими аварийно тормозить вслучае опасности. Двухлитровый турбодизель доступен внескольких вариантах мощности (от 102 до177л.с.) ипредлагается либо сшестиступенчатой «механикой», либо свосьмидиапазонным «автоматом». Привод может быть нетолько назаднюю или переднююоси, нои полным.
Вследующем году VWпланирует запустить всерию полностью электрический e-Crafter— прототип машины был также представлен вГанновере. Онспособен перевозить1,7 тгруза, аодной зарядки аккумулятора хватает на200 кмхода. «Жители современных городов все чаще заказывают небольшие посылки через интернет, ипоэтому возникла потребность вэкологичном ибесшумном электромобиле для ихдоставки»,— рассказал РБК+ председатель правления VWЭкхард Шольц.
Свой полностью электрический фургон Daimler планирует представить в2018 году. ВГанновер немецкий концерн привез смелую фантазию натему развозного транспорта будущего— Mercedes VisionVan. Этот полностью электрический фургон управляется без педалей спомощью джойстика. Посылки распределяются вспециальных стеллажах автоматически, что сокращает время доставки. Курьеру помогают два размещенных накрыше фургона дрона, которые способны доставлять грузы весом до2 кгв радиусе до10км. Неудивительно, что вокруг концепта толпились посетители выставки.
Помимо концептуальных новинок производители малотоннажников привезли вГанновер новые версии своих существующих машин. Ford, завоевавший впрошлом году первенство всегменте, решил закрепить успех иоснастил линейку малотоннажников Transit новым экономичным дизелем Eco Blue, шестиступенчатым «автоматом» имодернизированным полным приводом. Каблучок Mercedes-Benz Citan получил роботизированную трансмиссию, внедорожный испортивный обвесы, атакже вариант стайлинга для интерьера. Некоторые новинки должны заинтересовать частных покупателей: минивэн Opel Vivaro Sport вспортивном стиле, VWMultivan PanAmericana c20-миллиметровым дорожным просветом или Citroën Possl Campster, переоборудованный для путешествий совместно спроизводителем домов наколесах Possl. Для пущего эффекта ккемперу добавили прицеп сэффектным концептом пляжного кроссовера E-Mehari.
Пикапы
Всегменте европейских пикапов появился новый игрок— Renault Alaskan. Онсоздан набазе Nissan Navara иоснащается темже турбодизелем объемом2,3л. ВГанновер машину привезли вомножестве спецверсий, производители рассчитывают наинтерес состороны госслужб. Nissan, всвою очередь, построил набазе Navara концепт автомобиля для спасателей enGuard. Оноснащен всем необходимым, включая квадрокоптеры, акомплект мощных аккумуляторов позволяет использовать его вкачестве мини-электростанции. Концерн FCA входе презентации американского коммерческого бренда RAM показал спортивный пикап Ram 1500 Quad Cab Sport сдвигателем HEMI объемом5,7л, адаптированным для работы насжиженном газе.
Volkswagen серьезно обновил пикап Amarok. Помимо легкого рестайлинга онобзавелся более комфортными настройками подвески, новым интерьером имощным трехлитровым турбодизелемV6. ВГанновер также приехала спецверсия пикапа Canyon c17-дюймовыми дисками ичерным матовым обвесом.
Грузовики
Рынок средних итяжелых грузовиков растет быстрыми темпами. Поданным ACEA, количество новых регистраций всреднетоннажном сегменте завосемь месяцев достигло 234тыс., ав тяжелом— 190тыс., что на14,3 и15,7% больше, чем зааналогичный период прошлого года. Однако исполнительный директор Daimler Trucks Вольфганг Бернхард выразил озабоченностьтем, что дальнейший рост может замедлиться из-за выхода Великобритании изЕвропейского союза икризисной ситуации сбеженцами. Глава Scania Хенрик Хенрикссон, напротив, невидит негативных факторов ипрогнозирует, что поитогам года продажи всегменте достигнут 290–300тыс. грузовиков.
Через десять лет все грузовики будут подключенными ксети, считает компания Bosch. ВГанновере она продемонстрировала концепт магистрального тягача VisionX. Схожим образом видит будущее европейский лидер Daimler, показавший городской электрогрузовик Urban eTruck, созданный набазе модели Antos. Онпочти надве тонны тяжелее обычного дизельного грузовика, нопри этом вполне сопоставим сним повозможностям— Daimler воспользовалсятем, что максимальная разрешенная масса для электрогрузовиков увеличена натонну, и«вписал» Urban eTruck в26т. Вдвижение электромобиль приводят два мотор-колеса насреднейоси. Каждое развивает по170л.с. и500 Н·м крутящего момента. Запаса литий-ионной батареи хватает на200км, азаряжается грузовик задва часа. Внутри футуристичной кабины— вполне обычный интерьер Antos, заисключением дисплея вместо приборной панели икамер вместо боковых зеркал. Досерии мерседесовскому грузовику пока далеко.
Электрогрузовик MAN eMobility внешне ничем неотличается отобычного двухосного седельного тягачаTGS. Вместо дизельного мотора оноснащен 340-сильным агрегатом. Трех литий-ионных аккумуляторов достаточно, для того чтобы проехать сполной загрузкой до150км. Подобные электрогрузовики— часть мановской стратегии eMobility. Ихвыход надороги произойдет неранее 2020 года.
Электрический среднетоннажник Mitsubishi Fuso eCanter, наоборот, готов квыходу нарынок— мелкосерийное производство для Европы, США иЯпонии начнется уже вследующем году. Его электромотор сотдачей 252л.с. и380 Н·м позволяет перевозить до4,6 тгруза нарасстояние до100км. Специальные станции позволяют заполнить батарею на80% заполчаса-час. Каждые 10тыс. кмна грузовике обойдутся дешевле на€1000 всравнении сдизельной машиной. Кроме того, Fuso eCanter на30% дешевле вобслуживании.
Ivecoже сделала ставку нена электричество, ана сжиженный природный газ— 460-сильный мотор еенеобычного концепта ZTruck работает набиометане. Тягач расходует топливо очень экономно, втом числе благодаря моторному маслу малой вязкости ишинам снизким сопротивлением качению. Запаса метана вбаках должно хватить на2200 кмпути, это на60% больше, чем усерийного газового грузовика Iveco StralisNP. Эти километры водитель проведет скомфортом: онможет сложить штурвал идоверить дорогу автопилоту, ав просторной кабине нашлось место даже для душа.
Титул «Грузовик года» принадлежит Scania. Грузовики новых серий RиS победили вконкурсе «Грузовик года-2017», обойдя Iveco Stralis NPиXP, атакже Mercedes-Benz Actros, недавно получившего новый мотор исистемы безопасности. Благодаря электронным помощникам ибоковым надувным занавескам улучшилась безопасность тягачей. Если укабины серии Rесть небольшой моторный тоннель, топол вкабине серии Sудалось сделать совершенно плоским, аее саму— очень просторной. Даже всамой просторной кабине было тесно отнаплыва публики. Посетители тянули руку кпотолку, изучали мультимедийную систему, пробовали нажесткость матрас.
Другие производители также заявили вГанновере обуменьшении расхода топлива насвоих моделях. Ранее Еврокомиссия сочла темпы внедрения новых технологий, снижающих выбросы вредных веществ, недостаточными. Она провела расследование, порезультатам которого выявила признаки картельного сговора между крупнейшими европейскими производителями грузовиков:MAN, Volvo/Renault, Daimler, Iveco иDAF. Выяснилось, что указанные компании напротяжении 14лет согласовывали между собой цены исроки введения новых технологий. Поитогам расследования фигуранты были оштрафованы нарекордную сумму €2,93 млрд (210 млрдруб.).
Автобусы
Европейский рынок автобусов почти нерастет: завосемь месяцев было продано 24809 единиц, априбавка всравнении спрошлым годом составила один процент. Тем неменее автобусный сегмент почасти новых технологий обгоняет грузовой. При этом будущее здесь уже наступило. Электрические или гибридные модели представлены практически навсех стендах автобусных марок, включая китайскийBYD. Компания MAN планирует запустить электробус всерию до2020 года. При этом производители неотказываются отдвигателей внутреннего сгорания, повышая ихэффективность, втом числе ис помощью газового топлива. Дизели все еще актуальны для туристических автобусов, таких, например, как показанный вГанновере Neoplan TourLiner сроскошным салоном иулучшенной аэродинамикой.
Обычным дизелем комплектуется футуристический автобус-беспилотник FutureBus, представленный концерном Daimler. Оноснащен автономной системой CityPilot снабором радаров идатчиков, построенной наоснове дальнобойного автопилота Highway Pilot. Автобус видит пешеходов испособен самостоятельно тормозить перед ними. Онподъезжает костановкам, закрывает иоткрывает двери, аводитель вмешивается только вэкстренных случаях. Беспилотник успешно прошел проверку вНидерландах на20-километровом маршруте, соединяющем аэропорт Схипхол игород Харлем, подтвердив жизнеспособность автономного пассажирского транспорта.
Еще одна мерседесовская новинка Ганновера— Mercedes-Benz CitaroNGT. Автомобиль с7,7-литровым мотором работает наприродном газе или биометане ипо выбросам даже сзапасом вписывается внормы Евро-6. Это единственная модель сдвигателем внутреннего сгорания, попавшая вфинал конкурса «Лучший автобус года». «Мерседесу» вэтом году противостояли сплошь электробусы экзотических марок: Solais, Ebusco, Irizar иVan Hool. Победа витоге досталась польскому Solaris Urbino 12electric, ставшему первым электрическим автобусом года. Энергию ваккумуляторах здесь можно пополнить всего занесколько минут спомощью специального зарядного устройства наостановке ипантографа накрыше.
Электрические ибеспилотные идеи Ганновера нетак актуальны для российского рынка— отечественные перевозчики восновном присматриваются ктрадиционным премьерам автосалона, таким, например, как новый Crafter. VWсобирается начать его продажи вначале следующего года. Первое время планируют поставлять моноприводные стандартные версии снизкой крышей. Что касается малотоннажника MANTGE, тоон появится вРоссии в2020 году.
Генеральный директор «Даймлер Камаз Рус» Хайко Шульце рассказал РБК+, что компания готова поставлять нароссийский рынок высокотехнологичные решения, если будет запрос состороны российского клиента. Например, вРоссии можно заказать новый Actros сдвигателем Евро-6, новыми системами безопасности ифирменной телематикой, нобез автопилота. «Нужны изменения взаконодательстве, более развитая инфраструктура ичеткая разметка нароссийских дорогах— без этого беспилотные автомобили непоедут»,— посетовал Шульце.